Newsmen. (newsmen_lj) wrote,
Newsmen.
newsmen_lj

Возрождение Русской Деревни (Глеб Тюрин). Часть 2

Исторический экскурс Глеба Тюрина

До татарского нашествия русские князья были по сути дела избираемыми. Их "приглашали" или показывали им "путь". Так они и странствовали из города в город, из княжества в княжество. С приходом татар и включением Руси в Орду княжеская власть стала наследственной и независимой от народа. В итоге начался массовый исход этого самого народа из страны, от Руси остался пятачок земель.

Одна часть России ушла в Литву, которая стала практически русским государством с литовской элитой и другими прибалтийскими вкраплениями. Она простиралась от Балтийского моря до Черного. И была тогда самым большим государством Европы. Это было довольно демократичное государство с либеральными законами, сильными традициями самоуправлением. Здесь сохранялись многих из прежних демократических традиций Руси.

Это потом, после унии с Польшей полонизация и наступление католицизма заставили немалую часть славянского населения Литвы вернуться в российское подданство (и, кстати, так возникла основа российского верховного дворянства, ведь большинство русских князей - это выходцы из западных земель).

Еще одна часть России ушла на Север, в леса, где возникла и столетия существовала удивительная поморская культура крестьянской демократии (самоорганизации). Крестьяне были свободны (здесь никогда не было крепостного права) и жили самоорганизующимися сообществами (мирами). Уже в XIV - XV веке они свободно покупали и продавали землю. У поморских сообществ (земель) были свои Уставы, по сути дела - конституции. Миры сами избирали судей, и священников, улаживали ссоры и конфликты, договаривались об использовании ресурсов и организации дел. Эти позволило на этой холодной и суровой земле создать процветавшую по меркам того времени экономику. И царь считался с их вольницей. Иван Грозный, провел на севере земскую реформу и убрал там воевод. Явно не по доброте душевной - так он мог больше получить налогов, которые организованные крестьянские миры сами собирали и исправно на телегах привозили в Москву.

Так что, когда говорят, что в России все всегда держалось одними нагайками, это - миф.

После Смуты ситуация стала меняться. Уже первые Романовы провели перепись земель, стали прижимать и обкладывать Поморье, восстановили воеводства. И население Поморья стало уходить в Сибирь, которая была колонизирована за каких-то полстолетия (самая большая территория в мире!), причем сделали это 600 -700 человек!

Какая колоссальная энергия была заложена в этих людях, которые в XVII и в XVIII веках шли в "восточные землицы" пешочком или сплавляясь по рекам. Подумать только: более 20 тыс. километров от Белого до Охотского моря дойти, нарубить деревьев, построить лодки, доплыть до Аляски, ловить там зверей, продавать пушнину на границе с Китаем. Кто-то из этих отважных людей возвращался в Поморье, большинство осели в Сибири. Этот процесс закончился почти на границе с Мексикой, за фортом Росс.

Русский Север стал хиреть. Петр I просто ликвидировал примерно 40 процентов населения Севера, когда строил Петербург и русский флот. И загнал его население в жесткие военизированные рамки. Демократическая традиция самоорганизации северных крестьян была "размазана" тонким слоем по всей Сибири, она ушла "вширь", была как бы вытеснена на периферию, не став сильной системой, которая образовывала страну. Она скорее формировала некий ее подвальный этаж. И все же она была!

К сожалению, эта русская демократическая традиция очень плохо изучена. Немножко ею занимались либеральные историки конца XIX века - начала XX, немножко - русские историки-эмигранты. Но в общественное сознание этот пласт так и не вошел.

http://rusobschina.ru/vozroghdenie_russkoy_derevni_2



Обновление на сайте Русская община ;
Tags: Работа, Русская община
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments