?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Роль семьи и сельской общины в сохранении народных традиций. Часть 2
Обзор
newsmen_lj
Другим действенным средством воздействия общины на своих членов являлось сочинение песен по поводу событий и поступков, привлекших внимание сельского общества. В них содержалась оценочная характеристика произошедшего события, основывающаяся также на общественном мнении. Это свидетельствует о том, что фольклор выполнял функцию передачи традиционных ценностей. Вместе с тем, в нем отражается процесс формирования и изменения некоторых обычайно-правовых норм.
Анализ сюжетов гагаузских народных песен и их классификация, данная В.А. Мошковым, показывает, что в конце XIX – начале ХХ в. примерно половина из общего числа песен, относится именно к жанру «песни новейшие, составленные по поводу всем памятных происшествий». (5) Все это позволяет говорить о том, что в этот период у гагаузов активно развивалась народная или так называемая фольклорная культура, которая сохраняла свою функциональную направленность – являлась средством воздействия на членов своей социальной группы с целью соблюдения ими традиционных норм. Характерными ее чертами являются анонимность творчества и утверждение приоритета коллективного над индивидуальным. Таким образом, из поколения в поколение наследовались фольклор, в целом обрядово-праздничная культура народа, шла передача традиций и опыта жизни предшествующих поколений, стариков, предков.». (6)
Важную роль в сельской общине играла половозрастной иерархия, которая являлась основой коммуникативных связей в ней. Традиционное общество делилось на возрастные группы: молодежь, отцы, старики. Отношения между членами одной группы и к членам других групп определялись особыми нормами: установленные формы поведения и обращения друг к другу; запрет вступать в брак членам старшей возрастной группы с членами младшей возрастной группы и т.п. (7) Знаки уважения и внимания оказывались в соответствии с фактическим старшинством и позиционным родством. Старшинство женщин, например, устанавливалось по статусу их мужей (по возрасту или по времени изменения мужем социального положения, то есть венчания).
В повседневном поведении, в системе ценностей сохранялись некоторые нормы и обычаи, унаследованные от прошлого. Составной частью отношений между полами являлось соблюдение в специально установленные дни и праздники сегрегации полов (на праздничных и поминальных застольях, во время танцев (хоро), при богослужении в церкви). В вопросах семейного потребления и организации быта строго сохранялось половозрастное разделение труда (женские и мужские виды работ): «… жатва с помощью серпов являлась почти исключительно женским делом, в то время как кошение составляло занятие мужчин». Широко использовался и детский труд; дети до 10 лет и старше оказывали значительную помощь при молотьбе. (8) Следы деления внутри общины по половозрастному признаку проявляются и в календарной обрядности.
Процесс сохранения и воспроизводства устоявшихся элементов материальной и духовной культуры осуществлялся с помощью традиций. Важную роль в поддержании и передаче опыта и традиций предшествующих поколений последующим поколениям наряду с сельской общиной играла семья. Именно в семье дети получали необходимые знания и трудовые навыки. Крестьяне стойко придерживались унаследованного опыта и с неохотой вводили новшества, которые могли негативно отразиться на его хозяйстве (например, отказ большинства поселенцев разводить новые породы овец). Часть крестьян смогла преодолеть традиционный стереотип мышления и активно включилась в новые товарно-денежные отношения. В результате введения тонкорунного овцеводства, которое развивалось на юге Бессарабии как торговое, значительно усилился процесс социальной дифференциации среди поселенцев. (9)
Таким образом, несмотря на консервативность хозяйственного и общественного быта, духовная культура, традиционные воззрения и стереотип мышления постепенно менялись под влиянием времени и изменившихся социально-экономических условий. Поэтому нельзя рассматривать традиции как явление застывшее. Со временем они в известной степени включают в себя некоторые элементы инноваций. Противодействовать этому процессу община была не в силах.
Рассматривая роль общины в сохранении традиций, российский ученый В.А. Александров отмечал, что «сколь бы сельская община не стереотипизировала культуру деревни, взаимосвязь между социально-экономическими условиями ее жизни и традициями постепенно могла нарушаться. Под давлением извне …, прежде всего социальным и тягловым, сельская община или утрачивала те или иные ранее ей принадлежавшие функции, или во имя своего самосохранения, приспосабливаясь к изменявшимся условиям действительности, трансформировала их.». (10)
У гагаузов процесс утраты народных обычаев и обрядов происходил в конце XIX – начале XX вв., более интенсивно – начиная с середины ХХ века. Многие обычно-правовые нормы, а также календарные обычаи и обряды дожили до 70-х годов ХХ века. У разных народов этот процесс проходил в различное время. У восточных славян он имел место в XVIII – начале XIX вв.
Во-первых, на этнические традиции и на судьбу некоторых обычаев и обрядов значительное влияние оказала церковь. С одной стороны, церковь в известной степени способствовала сохранению традиционной народной обрядности. Несколько видоизменив многие языческие по содержанию обычаи и обряды, она включила их в религиозную обрядность (например, «курбан» - обряд жертовоприношения животного и др.). По своему содержанию весь народный календарь являлся результатом языческо-христианского синкретизма. Кроме того, церковное духовенство активно приобщало «задунайских переселенцев» (в число которых входили и гагаузы) к систематическому посещению церквей, совершению обрядов причастия, исповеди и т. д. В результате повышалась религиозность переселенцев, которая способствовала сохранению у них народных обычаев, тесно связанных с православным календарем.
С другой стороны, церковь вела активную борьбу с остатками язычества. Ряд обычаев и обрядов были запрещены церковью, например: обряд вызывания дождя, весенние девичьи лазарские обычаи, пение народных колядок на Рождество, посиделки молодежи вокруг костра в присутствии старших. (11) Запрет священниками народных обрядов и обычаев приводил к тому, что прихожане еще более «держались» за них, но совершали их тайком от священника. (12) В конечном итоге это в известной степени способствовало консервации народных обычаев. Вместе с тем, столь жесткий подход приводил к конфронтации между священниками и прихожанами.
Во-вторых, сохранению у гагагузов языка, норм обычного права, традиционного уклада жизни и народных обычаев и обрядов во многом способствовало компактное проживание в сельской местности, общинные начала и общественное мнение.
В-третьих, в результате замедленного развития капиталистических отношений сохранялись прежние формы ведения хозяйства и общественных отношений.

http://rusobschina.ru/roli_obh_2


Обновление на сайте Русская община ;