?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Роль семьи и сельской общины в сохранении народных традиций. Часть 1
Обзор
newsmen_lj
Изучение роли и значения традиций в народной культуре невозможно без исследования функций сельской общины, как в области землеустройства, так и в области обычно-правовых норм. В настоящее время актуальным является вопрос об этностабилизирующей роли сельской общины, как института, влияющего на формирование и наследование народных традиций. (1) Данный вопрос в науке остается малоизученным.
В данной статье автор исследует роль сельской общины и семьи в сохранении народных традиций в XIX – начале XX на материалах гагаузских сел юга Бессарабии. Необходимо отметить, что землевладение и устройство колоний задунайских переселенцев (гагаузов и болгар) в Бессарабии во многом схоже с принципами устройства русской общины. Поэтому, материалы и исследования по восточнославянским народам в целом приложимы при исследовании вопроса, связанного с жизнедеятельностью и ролью сельской общины у гагаузов (и болгар). Аналогичные с восточнославянскими народами способы и средства формирования, хранения и передачи традиций через сельскую общину рассматриваются нами как результат типологического сходства, поскольку у гагаузов и болгар, прибывших в Буджак из Болгарии, традиции сельской общины являлись составной частью их уклада жизни на Балканах.
Рассматривая общину, как производственную единицу, можно сказать, что она объективно способствовала сохранению феодальных пережитков в экономической области. И при капитализме в селе сохранялись значительные общинные пережитки. Община следила за уравнительностью душевых долей, проводя периодические переделы земли. Тем самым она объективно тормозила процесс социальной дифференциации среди крестьян. Общинная система у гагаузов (и болгар), постепенно видоизменяясь, дожила до начала ХХ века. (2)

Выполняя функции хозяйственного регулирования, община разрешала конфликты, возникавшие между членами семьи (отцом и сыном) и выполняла роль негласного арбитра. При отказе отца выделить сыну, причитающуюся ему долю наследства, сельская община со своей стороны стремилась не допустить этого. Одним из методов воздействия на конфликтующие стороны с целью их примирения являлось общественное мнение и Совет старейшин. Община была заинтересована в том, чтобы каждая вновь образованная семья эффективно функционировала в качестве платежеспособного крестьянского хозяйства, способного вносить свою долю налога, возложенного на общину.
Другой важной функцией общины являлось сохранение народных традиций. В данной статье сельская община будет рассмотрена нами как субъект воспроизводства традиций, поскольку в ее среде происходило формирование различных локальных вариантов культуры. Семья же выполняла функцию хранения и передачи традиций из поколения в поколение.
Традиционная жизнь гагаузского села была строго регламентирована. Хозяйственная и внутриобщинная жизнь основывалась на соблюдении обычно-правовых норм и исполнении народных обрядов. На сходах принимались решения о сроках начала и окончания полевых работ, определялось время выгона осенью в поле скота и т.д. (3) Демонстрируя приоритет коллективных интересов над индивидуальными, община тем самым утверждала принцип доверительности в отношениях между членами общины.
Составной частью внутриобщинной жизни был принцип круговой поруки, который в значительной степени поддерживался российским законодательством. Человек оказывался незащищенным, если за него не поручались односельчане. С другой стороны, община обязана была взять на себя функцию перевоспитания провинившегося. Отказ от осуществления этой функции обозначал, что община отказывалась принять человека в свое общество, т.е. изгоняло его из села. Если обвиняемый, отпущенный под поручительство, убегал и скрывался, то за него несли ответственность члены общины (поручители).
Одной из важных функций общины являлось воспитание у своих членов чувства солидарности. Реализации данной функции способствовали общесельские обряды и праздники, которые являлись неотъемлемым компонентом общественной и хозяйственно-трудовой деятельности общины и рассматривались ею как жизненно важные.
Хозяйственная деятельность, занимающая главное место в жизни крестьян, оказывалась сферой, создающей психологическую напряженность. Соблюдение народных обрядов, праздников и запретных дней всеми членами общины являлось одним из способов снятия этой напряженности. Другим способом восстановления психологического равновесия было совершение специальных обрядов и магических действий от имени всего общества. На общесельских праздниках порядок выполнения коллективных действий каждой социальной группой был строго определен, что формировало осознание единства и целостности общины.
В результате жизнедеятельности традиционное общество выработало определенные нормы, которые жестко регламентировали поведение индивида в будни и в праздники. Сельская община являлась не только производственной единицей, но и особым социально-бытовым механизмом, создающим и хранящим традиции. Сохранение последних поддерживалось силой общественного мнения и использованием различных методов наказания и психологического воздействия, в частности, изгнание человека из села, общественное осмеяние провинившегося и т.д. Допускалась лишь такая форма личной инициативы, которая укладывалась в традиционные нормы поведения.
Способствуя утверждению коллективного сознания и интересов, сельская община подавляла индивидуальность человека. Каждый член общины должен был действовать по принципу: «престижно делать так, как делают другие люди». Таким образом, общественное мнение способствовало сохранности и преемственности трудовых навыков и традиций, унаследованных от предков.
С помощью общественного мнения община формировала определенный стереотип мышления, который оказывал влияние на нормы поведения, на ценностные установки. Считалось, что причиной возникновения природных бедствий (засух, град и т.д.), обрушивавшихся на село, было нарушение норм нравственности кем-либо из членов общины, например, рождение в селе внебрачного ребенка. Поэтому в прошлом таких женщин изгоняли из села. Согласно народному обычаю, о факте недевственности невесты официально сообщали с помощью специальных обрядовых действий всем гостям, приглашенным на свадьбу, и всему сельскому обществу. (4) Сокрытие этой информации, по народным представлениям, грозило навлечь беду на родственников и всех присутствующих гостей.
Наиболее важные вопросы нравственно-этического характера рассматривались на особом Совете сельской общины. При отказе парня жениться на девушке, если при этом имело место физическая близость, совет пытался урегулировать этот вопрос, исходя из традиционных норм морали. Для этого использовался метод психического воздействия на человека с помощью общественного мнения (с. Бешгиоз).

http://rusobschina.ru/roli_obh


Обновление на сайте Русская община ;

promo newsmen_lj may 15, 2013 06:29 1
Buy for 10 tokens
Место для промо для всех желающих. Posted via LiveJournal app for iPad.