Newsmen. (newsmen_lj) wrote,
Newsmen.
newsmen_lj

Нравственные аспекты культурно-исторических традиций Русского народа. Часть 5

Заключение.
Когда меняются идеалы, разрушается старый уклад, привычный образ жизни, меняются стереотипы мышления, то это шок, стресс. Нужно время, чтобы прийти в себя и оправиться. Древнекитайское проклятие звучало примерно так: "Чтобы тебе жить в век перемен". Россия переживает именно это время. Переходный период, когда старые идеалы разрушены - образуется духовная пустота. Нужна новая идея, толчок к дальнейшему развитию, духовному возрождению. Отсюда снова большой интерес у русских людей вызывает своя древняя история и национальная культура.

Уже многие педагоги, ученые говорили о том, что духовно-нравственные традиции русского народа необходимы к изучению в современной школе. В тетради по 5 классу для учащихся по курсу "Нравственной грамматики" и методических пособиях для учителей разработаны и приведены ряд примеров из культурного духовно-нравственного наследия наших предков. Например, детям дается отрывок из "Поучения", Владимира Мономаха (написанного им своим потомкам в 11в.). Предлагалось прочитать отрывок, и ответить на ряд вопросов: "...Куда бы не держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам не пришел, можете почтить его подарком, то пищей и питьем, ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите". 1. О чем заботился автор, давая поучение своим детям? 2. Вспомните, что говорят ваши родители, наставляя вас? 3. Почему, когда человек умирает, его вспоминают, в первую очередь, каким он был, а не кем работал? Что остается в памяти людей о человеке?" (стр.22 *21 ). Л.В.Каршинова проводила работу по становлению духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры: "Отмечены случаи, когда ученики выражали просьбу раскрыть интересующие их проблемы, незапланированные учителем на данной ступени обучения. Так ученики 3 класса просили ответить на вопрос: "Почему в русских сказках всегда три дороги, три сына, три героя и т.д.?" Проблема решалась совместно в течение нескольких уроков и имела продолжение на следующих ступенях обучения". (стр.12-13 *22). При разборе темы - "Что, значит, уважать людей"? (7класс), вместе с разбором темы приводился обзор исторических примеров с различных культур мира. Указывалось, что в древней Руси также почитали отца с матерью, и спрашивали перед ответственным делом их благословения. Землю древние русичи величали - "мать - сыра земля", просили у нее помощи и защиты. В заключение урока учитель говорил, что тем, кем ты станешь в будущем, ты обязан своим родителям, их опыту, мудрости и знаниям. В ходе уроков, у детей в игровой форме вырабатывалось понимание основных нравственных понятий. Например, в обычном разговорном приветствии - здравствуйте, в древности вкладывалось пожелание здоровья другому человеку. Такое пожелание можно было давать только с открытым сердцем. Игровая ситуация: - школьники разделялись на несколько групп. Им предлагалось следующее задание: - "Вы находитесь в незнакомой местности, вам встречается вооруженный до зубов отряд, на узкой дороге. Языка друг друга вы не знаете. Повернуться спиной и уйти, значит поставить свою спину незнакомым вооруженным людям. Как найти выход из этой ситуации?". Школьники (6 класс) с удовольствием искали выход из этой ситуации. Выход нашли не все - два вождя положили оружие, подошли друг к другу и протянули открытые ладони. Учитель задавал вопросы почему, а дети сами с энтузиазмом отвечали, что в открытых ладонях нет оружия. Руки пустые и означают, что никому вреда принести не могут. Позже в обычай вошло - рукопожатие, как знак полного доверия к другому человеку.
Интерес детей к традициям и обычаям своего народа, героическим событиям прошлого своей Родины закономерен, но его надо развивать и закреплять.
Список сносок.
*1. Дух Ямато в прошлом и настоящем, главная ред. Восточной литературы М: Наука 1989г.
*2 П.В.Л. о ранней истории славян и варягов на Руси. Перевод с древнерусского, А.С.Нагаев, В.Н.Огнев. Практикум по Истории СССР с древнейших времен до конца 18в. М: Просвещение 1984г.
*3 Л.Н.Гумилев Древняя Русь и Великая Степь. М: Мысль 1993г.
*4. В.А.Руднев Слово о князе Владимире М: Советская Россия. 1989г.
*5. Н.М.Карамзин История Государства Российского Том 1-2 М: "Книжный сад" 1993г.
*6. История Южных и Западных Славян М: МГУ 1969г.
*7. История России с древнейших времен до конца 17в. М: "Аст" 1996г.
*8. МГУ им. М.В.Ломоносова. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиев, Т.А.Сивохина. История России. М: "Проспект" 1998г.
*9. Леонович Е.Н. Родная словесность. Книга для чтения для второго года обучения в начальной школе (под редакцией М.Р.Львова). Часть 1. М: 1995г.
*10. Энциклопедия для детей. Том 6. Религии мира. М: Аванта 1997г.
*11. Н.Р.Гусева Русские сквозь тысячелетия. М: Белые Альвы. 1998г.
*12. А.И.Асов. Златая цепь. Мифы и легенды древних славян. М: Наука и религия. 1998г.
*13. А.С.Кайсаров. Г.А.Глинка. Б.А.Рыбаков Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов "Надежда" 1993г. *14. С.Н.Сыров Страницы Истории книга для чтения на русском языке. М: "Русский язык" 1979г.
*15. Диво дивное, чудо чудное: Народные русские сказки А.Н.Афанасьева (составитель С.Донская). М: Московский рабочий, 1988г.
*16. Введение христианства на Руси. Институт философии А.Н.СССР (ответственный редактор А.Д.Сухов). М: Мысль 1987г.
*17. Л.Н.Гумилев Тысячелетие вокруг Каспия. М: Мысль. 1993г.
*18. Н.С.Гордиенко. Крещение Руси.
*19. Русский Народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собранное М.Забылиным. Репринтное воспроизведение издания 1880г. М: "Книга - Принтшоп" 1990г.
*20. М.О. Р.Ф. МПУ кафедра философии Семаева Ирина Ивановна. Традиции Исихазма в Русской религиозной философии первой половины ХХ века. М: МПУ 1993г.
*21. РАО ИОСО Рабочая тетрадь по курсу "нравственная грамматика" пособие для учащихся 5 класс. Москва 2000г.
*22. Каршинова Любовь Владимировна. Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва 2000г.
Список литературы.
1. Рыбаков Борис Александрович. Язычество Древней Руси. М: София. Гелиос 2001г.
2. История южных и западных славян. Издательство МГУ 1969г.
3. В.Н.Даниленко. Ю.А.Шилов. Начала цивилизации. Космогония первобытного общества. Праистория Руси. Деловая книга Екатеринбург. Раритет Москва 1999г.
4. Н.М.Никольский История Русской Церкви. М: Изд.политической литературы 1985г.
5. Егор Классен Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-руссов до рюриковского времени в особенности. М: Белые Альвы, 1999г.
6. В.Н.Демин Загадки Русского Севера. М: Изд-во Вече 1999г.
7. В.Н.Демин Загадки Урала и Сибири. М: Изд-во Вече 2000г.
8. Как была крещена Русь. М: Политиздат 1990г.
9. Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. - М: Рольф, 2000г.
10. Юрий Миролюбов Сакральное Руси. Ассоциация Духовного Единения "Золотой век". Том 1. Москва, 1997г. Том 2. Москва, 1998г.
11. Народные Русские сказки А.Н.Афанасьева в трех томах". М: Гослитиздат, 1958г.
12. И.А.Крывелев. История Религий Том 1. М: "Мысль" 1988г.
13. Программа обновление гуманитарного образования в России. Е.Н.Басовская. Личность - общество - мироздание в русской словесности. М: "Интерпракс" 1994г.
14. О. Русская земля. (составитель В.А.Грихин) М: "Советская Россия" 1982г.
15. В.Н.Демин. Загадки Русских летописей. М: "Вече" 2001г.

http://rusobschina.ru/nravs_5



Обновление на сайте Русская община ;
Tags: Работа, Русская община
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments