?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Нравственные аспекты культурно-исторических традиций Русского народа. Часть 3
Обзор
newsmen_lj
Характерно для славян почитание природы, солнца как источника света, огня как источника тепла. Вода питает животных и растения, те в свою очередь тянутся к свету (поглощают солнечную энергию). Вселенная, в представлении древних славян, это уникальная, гармоничная система (возникшая из яйца, вращающаяся по кругу, и находящаяся в триединстве). Тут интересно и то, что корень - "рос" присутствует еще в других названиях. Например: - росток, рослый (высокий). А также - поросль, вырастить, подросток, заросль и т.д. На это обычно не смотрят, а зря. Это древнее понимание единства развития и гармонии мира. Земля, с трудом добытая из мирового океана (этот сюжет присутствует практически во всех мифах индоевропейский народов), впитав воду, дает ростки живых существ, которые тянутся к солнечному свету, умирая, они питают землю, которая дает новые ростки и т.д. Интересно то, что это дошло до сегодняшнего дня хотя бы в виде известной формулы здоровья (закаливания), гармонически развитого здорового человека: - "солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья".

У древних славян действительно существовало представление о едином творении вселенной. В основе мироздания - бог Род, который имеет различные ипостаси, проявления в мире. Весь мир, вся природа, в представлении древних славян, была пронизана божественной любовью: " Древнейшим верховным божеством славян был Род... в славянских языках корень "род" означает родство и рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия, как "народ" и "родина", кроме того, красный цвет (рдяный) и молнию, особенно шаровую, называемую "родия"... Много общего с Родом имеют Стрибог и Сварог. "Стрибог" означает "бог-отец", его внуками считались ветры. "Сварог" переводится как "небесный"... Сварог связан с огнем, который называли сварожичем. Спутниками Рода были Рожаницы - безымянные богини плодородия, изобилия, благополучия" (стр.191-192. *10).
Различные привычки, многие стороны жизни русского общества сегодня, которые сейчас нам кажутся привычными и обыденными, а также многие непонятные нам теперь выражения, поговорки, афоризмы и т.п., представляют собой на самом деле древнейшие традиции, обязательные нормы поведения, нравственные аспекты жизни наших предков. То, что являлось важным элементом культуры и духовной жизни русского народа в древности.
Очень интересную работу провела д.и.н. Н.Р.Гусева. Она занимается изучением мифологии, истории и культуры древней Индии. В ходе работы была прослежена связь традиций и религии древне-индийской цивилизации (2 тыс. л. до н. э.), с культурой древних славян. В первую очередь схожесть санскрита и древнеславянского языка. "Многое сохранено в поговорках, неосознаваемых словосочетаниях и т.п. Мы все употребляем выражение "трын-трава", не подозревая даже, что "трьна" в санскрите как раз и значит трава. Или говорим детям "бука придет, тебя забодает", а слово "бука" в санскрите означает "коза". Мы знаем слова "куток", "закуток", но не знаем, что в санскрите слово "кута" имеет это же самое значение. Равным образом слово "сарпа" - "змея" сохранилось в форме "сапа" (тихой сапой), а слово "карна" - ухо - в форме "карнаухий", восклицание "эва" (вот же) так и будет в санскрите: "эва"; "ну" ("сейчас", "скорее") будет также "ну". (стр.61.*11). Также многие другие исследования связывают этногенез и культурные традиции русского народа с ариями, - наиболее развитой ветви индоевропейских народов. Эта связь прослеживается в различных аспектах.
• 1.В поразительном сходстве, древнеславянского языка и санскрита (языка вед).
• 2.В единстве индийской религии и мировоззрения древних славян.
• 3.В тождестве мифологических сюжетов, традиций, единой прародины.
Это отмечали многие исследователи славянской мифологии. Индийские священные тексты - веды, в переводе обозначают знание. В сравнение - русское - ведун, ведовство. Ведать - знать, матерь, ма (санскрит) - мама, тятя - отец и т.д. Единое представление о происхождении вселенной - из космического яйца и многое другое. Все это даже позволило ряду исследователей назвать древнеславянскую культуру и мировоззрение особой религиозной системой и обозначить ее как - Русский Ведизм. "Идейной основой русской ведической религиозной культуры является русский ведизм, или пра-ведизм, праведная вера, предшествующая ведизму Индии и Ирана. Это древнее монотеистическое вероучение, - то есть вера в бытие Всевышнего, духовные знания, дошедшие до нас в виде устных преданий и священных текстов." (стр. *12). Этот вопрос по сей день считается дискуссионным. Разумеется, не стоит отождествлять древнеиндийскую и славянскую культуры, все это требует тщательного и детального изучения, но сопоставление некоторых черт производит впечатление.
Кроме веры в единого творца вселенной (Рода) у древних славян существовало понятие борьбы дуалистических сил в природе и вселенной - Белобог сражающийся с Чернобогом. Но при этом именно у древних славян было понятие триединства мира. До введения христианства в русской культурной традиции был развит культ троицы. Например, это и понятие Триглава. Эту параллель с древними традициями ученые выявили еще в 19в. "Триглава также... именовалась тригла... Три ее главы означают три начала, составляющие земной шар, т.е. земля, вода и воздух: ибо существование огня полагалось вне земли...". (стр.117.*13). В индийской мифологии существует понятие - трилока (трехчленная вселенная состоящая из неба, земли и подземного мира), а также есть тройственный образ бога - Тримутри. Брахма - творец вселенной, Вишну - хранитель вселенной, Шива - разрушитель вселенной. У древних славян вселенная представлялась многослойной, состоящая из трех слоев. Нижний мир назывался - навь (отсюда выражение "навьи чары"). Это именно представление об устройстве вселенной, потому что, просто подземный мир - назывался "пекло" (мир мертвых). Средний мир назывался - явь. Это мир людей, материальный (явный) мир. Правь - высший небесный мир. Мир богов - горний мир (отсюда и гора). Идея троицы включающая в себя три основные функции - творение (рождение), развитие, смерть - воплощает в себе идею движения, жизни, круговорота в природе. Число три издавна считалось священным числом на Руси. Вспомним хотя бы поговорки и русские народные сказки: "бог любит троицу", три богатыря, три царства, "тридевятое царство" и т.п. Все это связано как с древним пониманием устройства мира, так и c глубокими духовно-нравственными традициями русского народа. Семья и община на Руси была священной. Идея Троицы - в нравственном аспекте постулат дружной, здоровой и крепкой семьи. Где обязательно есть отец, мать и ребенок. Крепкая семья - является основой сильного и могучего государства. Любовь к Родине, почтение к родителям, памяти предков, чувство коллективизма, все это закладывалось и воспитывалось у русских людей с момента рождения всем укладом жизни, нормами поведения, идеологией и культурой.
Основой жизненного уклада древних славян являлась патриархальная родовая община. Несколько семей происходящими от одного предка называлась - Родом. Почитание памяти предков была заложена в религии. Существовало особое божество покровитель рода - Чур щур (отсюда и пращур). Еще по другому такого старейшего основателя, покровителя рода называли - "дед". Он охранял всех своих родственников. Современные детские игровые считалочки были в древности защитными оберегами - заклинаниями. В случае опасности славяне призывали "деда" на помощь, и чувствовали при этом огромную поддержку и мощь всех своих предков. В современной интерпретации это назвали бы - аутотренингом. "Чур меня!" т.е. Дед защити меня! - говорил славянин... Славяне устраивали праздники, поминали усопших. Чтобы задобрить предков, они приносили на их могилы дары: блины, мясо, мед, квас" (стр.17.*14). Как исследованием культуры и традиций, так и археологическими данными подтверждается факт, что у основной части восточных славян не было человеческих жертвоприношений. Это свидетельствует о высоких духовно-нравственных сторонах жизни русского общества. Еще М.В.Ломоносов выводил происхождение самоназвания славян от слова - слава. Действительно, даже и сейчас с этим словом есть русские имена - Слава, Владислав, Ярослав. Целый ряд географических объектов - Ярославль, Переславль, Югославия и т.п., содержат в себе это слово. А во времена древней Руси это было массовым и обыденным явлением: Доброслав, Вячеслав, Всеслав, Ростислав, Предслава, Мечеслав, Славенск, Росславль и т.д. Ломоносов, Татищев, Классен, Глинка и многие другие исследователи русской культуры, в области духовно-нравственной жизни древних славян отмечали тот факт, что даже в самих названиях, именах которыми нарекали своих детей наши предки, заложены глубокие нравственные корни. Свободолюбие, патриотизм были присущи древним славянам. Существовала древнейшая традиция взаимопомощи, чувство локтя. Просить пощады у врагов считалось аморальным. Русские люди не боялись смерти. Они чувствовали за собой поддержку предков и родной земли. Отсюда и пословица: - "На миру и смерть не страшна". Древние славяне почитали природу, которая олицетворяла божественное творение, жизнь, славили - а не просили о помощи богов. Отсюда после окончания сельскохозяйственных работ - веселые праздники, игры, гуляния и почитание рек, цветов, деревьев (существовали даже священные рощи).
Присутствовала у славян, характерная для всех языческих культов, идея мирового дерева. Своеобразной оси мира (священный дуб, на мифическом острове Буян). В русской культурной традиции, народных сказках красной строкой проходит идея духовно-нравственного воспитания человека. Например - "баба-яга", в русских сказках бывает в зависимости от различных ситуаций и добрая, и злая. Тем, кто приходит к ней она как бы испытывает на чистоту души. Кощея Бессмертного - можно характеризовать как испытание жадностью (деньгами). Змей Горыныч - испытание огнем, мечом, страхом (сумеет ли человек преодолеть себя, не сломается ли под ударом различных обстоятельств). Изучение древнерусского фольклора, сказаний является отдельной темой исследования культуры и духовно-нравственных традиций русского народа. "Три царства - медное, серебряное и золотое. Всемирно распространенный, сюжет, наиболее полно представлен в восточнославянском фольклоре... Тема борьбы со змеем традиционна для русских, украинских и белорусских сказок. Буря - богатырь Иван коровий сын. Соединение сюжетов о трех богатырях восходит к древнерусским легендам - преданиям...Соединение сказок о борьбе со змеем и чудесном товариществе... Зорька, Вечорка и Полуночка. Рождение трех братьев в разное время суток олицетворяет единство трех состояний...".(стр.466-467.*15). Исследователями русского фольклора, мифологии (как Афанасьевым, так и другими) отмечалось, что корни многих русских народных сказок (например, Кощей Бессмертный, Летучий корабль и др.), есть в древних индийских и санскрито-тибетских произведениях. Афанасьев отмечал, что среди источников "Кощея Бессмертного" лежит древнеиндийская поэма "Рамаяна". А.С.Пушкин записывал и изучал русские былины и народные сказки. В заключение хотелось бы коснуться проблемы исторической памяти народа о древнейших славянских мифах, событиях, к сожалению очень и очень многое было утеряно. Возникает естественный вопрос: - если дохристианская культура, традиции русского народа были на таком высоком уровне, то почему это было забыто, отчего это произошло? На мой взгляд, еще одной существенной причиной было передачей преданий и знаний из уст в уста.
Действительно было общеизвестно, что русские традиции, предания, обычаи не записывались, а передавались изустно. В исследовании советских ученых, историков по проблеме введения христианства и дохристианской культуры отмечалось, что памятники устной словесности на Руси не записывали. В этом, просто не было необходимости. Ведь свой родной фольклор знало большинство русского населения еще с детства. Это и сказки, и мифы, легенды, предания, песни, частушки, поговорки и т.д. А знание более сложных текстов, гимнов, исторических преданий, специальных магических и религиозных ритуалов, было занятием волхвов (жреческого сословия) и профессионалов сказителей. Владение такими знаниями было уделом достаточно узкого круга людей, посвященных в это искусство. Сословие волхвов - имело свою иерархию. Существовали специальные ступени посвящения. Через них в народ знания передавали - сказители, ведуны, "калики перехожие", скоморохи. Такие люди пользовались огромным уважением и почтением среди русского общества. "Записывать эти тексты казалось просто ненужным, как ненужным казались записи фольклорных текстов и много веков спустя, когда уже появился дешевый материал - бумага и составление сборников для домашнего чтения стало обычным явлением..." (стр.139-140.*16). Поэтому, с исчезновением такой категории как волхвы, жрецов древних культов, ушла в небытие и частица - русской культуры. Восстановить этот пласт приходится современными исследователями по крохам. История русской культуры и нравственных традиций насчитывают не одну тысячу лет. О наличии высокой культуры свидетельствует также бурное развитие хозяйственных и торговых связей в славянских землях. Недаром варяги называли Русь - "Гардарикой", то есть страной городов ( к тому времени их насчитывалось около 200-т). Вопрос о славянской письменности до сих пор остается открытым. Общепринятая точка зрения состоит в том, что славянскую письменность создали христианские миссионеры - Кирилл и Мефодий. Однако есть сведения, что это не так. Максимум, что могли сделать эти люди это систематизировать материал. Археологические раскопки подтверждают вторую гипотезу. Самые радикальные, в этом вопросе, исследователи (из ревнителей неоязычества) приписывают славянам изобретение рунического письма, которое затем у них переняли кельты и скандинавы. Так же остается дискуссионной проблема "Велесовой книги", претендующей на статус стройного и масштабного эпоса русского народа.
Все это лишь небольшой, краткий обзор проблемы древнеславянского мировоззрения и духовно-нравственной культуры.
http://rusobschina.ru/nravs_3



Обновление на сайте Русская община ;