?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Еще один материал о Неплюеве и его трудовом братстве:
Обзор
newsmen_lj
Кресто-Воздвиженское Трудовое Братство и его основатель Н.Н. Неплюев

В этом сообщении речь пойдет о явлении необычном, удивительном, при раздумьях о котором, возникают ассоциации то с "Утопией" Томаса Мора, то с первохристианской Иерусалимской общиной. Имя этому явлению - Православное Кресто-Воздвиженское Трудовое Братство. Основатель его - Николай Николаевич Неплюев, помещик из старинного дворянского рода.

С самого детства мальчик зачитывается Евангелием и проявляет исключительную нравственную чуткость. Позже он писал: "там, где я не чувствовал любовь, я буквально болел от скуки, буквально замерзал от духовной стужи... Не только присутствие человека грубо-недоброжелательного, но даже присутствие человека равнодушного, холодного доставляло мне тяжелое, иногда почти невыносимое страдание... Только проявления любви утешали меня, озаряли душу мою тихим светом" /1:12/.

Сначала жизнь Николая Неплюева складывается обычно для богатого аристократа: он кончает Петербургский университет и становится дипломатом при посольстве в Мюнхене. Однако, вскоре пустая светская жизнь делается для него невыносимой. Он бросает службу, едет в свое имение, хутор Воздвиженское в Черниговской губернии и в 1881г. основывает там школу-интернат для крестьянских сирот. Вскоре Неплюев открывает 5-ти летнюю сельскохозяйственную школу для мальчиков, получившую поддержку государства, а в 1893г. создает аналогичную сельскохозяйственную школу для девочек. В школах одновременно учится по 80-90 детей. Помимо общеобразовательных предметов и предметов по агрономии и животноводству, преподается закон Божий и Новый Завет. Неплюев старается возростить в душах учеников сознательную веру в Бога, понимание того, что каждый человек, будучи образом и подобием Божиим, должен свободно соединить свою волю с волей Божией, стать Божиим достоянием. Однако, как выясняется, достигнуть столь высокого уровня оказывается нелегко. Неплюев пишет: "Мне пришлось на деле убедиться, что на земле не рождаются ангелы" /2:165/. Дети по большей части оказались грубыми эгоистами, для которых любовь к Богу было совершенно неведомым понятием.

Но Бог помогает. Несколько наиболее продвинутых старших учеников, видя трудности в воспитании младших, решили взять "шефство" над наиболее трудными из них. Оказалось, что старшие ребята могут гораздо эффективнее повлиять на нравственное развитие младших, чем учителя. Так образовался Старший Братский кружок, ставший позднее ядром Братства. За ним был создан и Младший Братский кружок, состоящий из ребят, в которых уже видны первые ростки новой жизни. Здесь невольно могут возникнуть аналогии с "комсомольцами" и "пионерами" советского времени. Впрочем, подобные ассоциации будут возникать и дальше по ходу рассказа. Однако, следует помнить, что все это произрастало не на почве атеизма, а на лоне веры во Христа и строгой православной жизни. Кроме того, в школах имела место подлинная демократичность. Ребята сами выбирали себе наставников и членов Кружков. Помимо этого, в школе ребятами выбирались старшины - ученики, исполнявшие административные функции, приказы которых были обязательны для всех учеников школы. Наказания отсутствовали; их заменяло проводимое каждую субботу общее собрание школы, на котором каждый ученик мог высказать любые претензии старшинам и учителям. Обучение в школах ­- бесплатное, хотя школьники жили на полном пансионе. Конкурс в школах всегда был большой - 5-7 человек на место. Неплюев лично курировал школы, бывая в них практически каждый день. Детей он любил исключительно, и дети отвечали ему тем же. Впоследствии и для Братства воспитание детей было приоритетом номер один.

С 1889г. начались выпуски школы, и часть выпускников решили посвятить себя делу братства. Они в 1891г., взяли у Неплюева в аренду 255 десятин земли и основали Трудовое Братство.

"Мне нечего было продумывать форму жизни, - пишет Неплюев, - наиболее соответствующую вере и пониманию жизни верующего христианина. Св. Апостолы... научили нас тому примером братских общин, этой единственной форме социального строя, вполне соответствующей братской любви" /3:7/. Цель Братства Неплюев формулирует так: "осуществить христианство в несравненно большей степени, чем оно осуществляется в окружающей жизни, основать отношения и труд на единой христианской основе братолюбия" /4:65/. Неплюев составляет Устав Братства и в 1894г. с большими трудами добивается того, чтобы он был одобрен Синодом и утвержден Александром III. Будучи сам глубоко церковным человеком, Неплюев в основу устроения Братства кладет христианскую любовь и преданность Православию. Он строит в Воздвиженске великолепный храм. В Братстве вводятся общие утренние и вечерние молитвы, богослужения по воскресеньям и всем большим православным праздникам, говение в Великий пост, изучение Писания. Для желающих организуются дополнительные молитвенные собрания. Кроме того, Неплюев создает (и утверждает у архиерея) новые обряды, например, чин приема в Братство (ночью, со свечами, в белых одеждах). Все строго православно, никакого сектантства.

Но Братство - это не только приход, но и трудовая коммуна. Братчики организованы в несколько "семей", т.е. артелей или групп по профессиональному признаку, названных в честь святых: семья Николая Чудотворца, семья Иоанна Богослова и т.д. В каждую такую "семью" входит несколько обычных семей и холостых. Вся "семья" живет в одном общежитии, имеет общую трапезу, организует собственный локальный детский сад. Все важные решения принимает Дума Братства (10-20 человек), работающая под председательством Блюстителя, которым пожизненно был избран Неплюев. По уставу, вся прибыль Братства, после отчислений в фонд развития, распределяется поровну между всеми братчиками, независимо от профессии и занимаемой должности. При этом вся доля выдается на руки лишь при выходе из Братства, а обычно братчикам выдается часть доли: определенная сумма на одежду и личные вещи (около 150 р. в год). Братчики, однако, по своему почину решили, ради более быстрого роста численности Братства, уменьшить личную долю и увеличить отчисления в фонд развития. И Братство быстро растет: если в 1890г. братчиков было лишь 9 человек, то к 1907г. - уже 291 чел. плюс около 200 детей в трех школах. Расцветает культурная жизнь: все братчики грамотны, читают книги и газеты, многие пишут стихи, рисуют, музицируют, устраиваются театральные постановки.

В Братство, чтобы ознакомиться с его жизнью, приезжает множество гостей. Некоторые, глубоко пораженные увиденным, остаются в Братстве или завещают ему свое состояние. В 1900г. Братство благословил о. Иоанн Кронштадтский. После кончины Неплюева, прекрасные статьи о нем пишут такие разные по церковной ориентации люди, как проф. В. Экземплярский и кн. Н. Жевахов. Однако, восторженное отношение к Братству далеко не у всех. Наоборот, у него возникает масса недругов, причем среди самых разных сословий. Окрестные помещики относятся к Неплюеву презрительно, никто из них его примеру не последовал. Многие крупные общественные и церковные деятели высказывают свое недоброжелательство, например К.П. Победоносцев или известный публицист М.О. Меньшиков.

Да и окрестные крестьяне зачастую ненавидят Братство и стараются поживиться за счет его угодий. Особенно критическая ситуация сложилась во время революции 1905г., когда братчики, по совету губернатора, были вынуждены вооружить мужчин для охраны угодий братства. Все обошлось парой выстрелов в воздух. Но столь решительные и, казалось бы, не совсем христианские меры раскрывают нам далеко не ординарную нравственную философию Неплюева, о которой нужно сказать несколько слов.

Николай Николаевич Неплюев был щедро одарен многими талантами: умом, волей, эстетическим чувством. Но главным его талантом была христианская любовь. "Вы знаете, какая для меня святыня любовь, - пишет Неплюев, - знаете, что она для меня и воздух, и свет, и жизнь" /4:106/. И это не пустая риторика. Его душа стремится реализовать, воплотить любовь в реальной жизни. Ибо только любовь способна преодолеть все, казалось бы, неразрешимые противоречия человеческого бытия, и прежде всего – между индивидом и обществом. Говоря об этом, Неплюев вводит понятие дисциплины любви, когда любящий сознательно и с радостью подчиняется общему порядку ради того, чтобы не повредить любимому. Такую дисциплину Неплюев считает самой совершенной и единственно соответствующей христианству.

Но по опыту жизни Неплюев хорошо понял, сколь тленен этот мир, сколь сильно в нем зло. Поэтому Неплюев настаивает, что добро должно быть хорошо продумано и организовано: любовь должна вмещаться в форму, позволяющую ей успешно развиваться. Иначе зло разрушит и убьет первые же ростки любви. Поэтому, вслед за любовью, на второе место Неплюев ставит разум, которому должны быть подчинены все остальные душевные силы. Отсюда Неплюев делает следующие выводы. Во-первых, он против бессистемной благотворительности, под которой он понимает обычную милостыню в виде денежных подачек. Она, с его точки зрения, только пустое расходование средств. Ничего в этом мире не изменяя, не упорядочивая жизнь на началах добра, она только балует и развращает. Совсем другое - братская жизнь: она воспитывает людей, делает их достоянием Божиим. В ней сконцентрированы все возможные формы благотворительности. Во-вторых, принудить к братской жизни невозможно. Несмотря на все усилия по воспитанию братской любви, далеко не все ученики школ вступали в Братство. Многие остаются по терминологии Неплюева, «представителями зла», и это их личный свободный выбор. Поэтому, чтобы сохранить ростки доброго, необходимо определенное обособление от зла, от "мира". Более того, необходима защита добра от представителей зла, чем и объясняется вооруженная оборона Братства.

Отдельную печальную главу составляет история взаимоотношений Братства со священниками Крестовоздвиженского храма. Следует сразу сказать, что они часто менялись. По крайней мере, до 1908г. было не менее пяти священников. Причин несколько. Прежде всего, большинство из них не понимало самой идеи Братства, считая его социалистической или толстовской общиной. Другая причина – конфликт из-за лидерства в духовно-руководственной сфере. Священник обычно считает себя духовным лидером общины. Здесь ситуация была иной – таким лидером был Неплюев, и от священника требовался большой такт, чтобы найти свое достойное место в Братстве. Его положение осложнялось еще и тем, что по Уставу Братства кандидатура священника храма предлагалась Думой и утверждалась епископом-попечителем Братства.

...далее на сайте...


http://rusobschina.ru/kr_bratstvo_i_ego_osnovatel_nepluev


Обновление на сайте Русская община ;

promo newsmen_lj may 15, 2013 06:29 1
Buy for 10 tokens
Место для промо для всех желающих. Posted via LiveJournal app for iPad.