?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Почему российское иновещание в Белоруссии обслуживает интересы местных русофобов?
Обзор
newsmen_lj


На волне событий последних месяцев, когда истерия вокруг России и ее действий на международной арене продолжает только нарастать, многие российские СМИ оказались практически не готовы к ведению полномасштабной информационной войны. Наиболее ярко это прослеживается в деятельности разнообразных информационно-аналитических ресурсов, которые не только стали сдавать свои позиции в борьбе за читателя, но и в ряде случаев, вовсе скатились до поддержки антироссийской пропаганды. Примером такой ситуации может служить деятельность новостного агентства «Sputnik», которое сегодня работает более чем на 30 языках и формально призвано выражать интересы российского государства. Претензии к нему сегодня появились практически во всех странах бывшего Советского Союза и, в том числе, в Белоруссии.
Официально «Sputnik» является детищем появившегося на месте РИА «Новости» агентства «Россия сегодня» во главе с Дмитрием Киселевым. На территории Белоруссии корреспондентский пункт данного международного информационного агентства был официально запущен в конце 2014 года, у руля которого был поставлен Андрей Качура. Интересно то, что изначально появление в республике нового лица в медийном пространстве было воспринято местными националистами и оппозицией крайне негативно, учитывая его планировавшуюся пророссийскую направленность и личность руководства. Как известно, А. Качура в «Sputnik» пришел из пресс-группы УКГБ Белоруссии по Минску и Минской области, что указывало на его тесную связь с силовыми структурами страны. Да и подписанное тогдашним премьер-министром страны Михаилом Мясниковичем постановление об открытии корпункта также не оставляло сомнений, что он будет работать в тесной связке с государственными органами и в том формате, который необходим местным властям. Более того, никого не смутило, что в самом начале работы было анонсировано не просто появление в интернет-пространстве информационного портала «Sputnik-Беларусь», но и его белорусскоязычной версии, которая заработала в апреле 2015 года. Тогда многим казалось, что «Sputnik» вполне может стать еще одним рупором «российской пропаганды» и «кислевщины» в Белоруссии. Однако прошло время и оказалось, что опасения местных националистов не только не оправдались, но и наоборот, были явно излишними.
По словам Д. Киселева, предполагалось, что «контент Sputnik’а рассчитан на ту часть многомиллиардной аудитории, которая устала от навязчивой пропаганды однополярного мира и нуждается в альтернативной точке зрения», так как задача МИА «Россия сегодня» — «оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события». Правда, столь благородные цели на практике так и не были реализованы, а параметр объективности в тех постсоветских республиках, где работает «Sputnik», и вовсе стал вызывать сомнение. Если абстрагироваться от множества претензий к агентству в некоторых бывших республиках СССР, например, в Латвии (одна из первых статей на «sputniknews.lv» рассказывает о москвичах, которые упорно и плодотворно изучают латышский язык) или Киргизии, то похвалить корпункт в Белоруссии также оказалось не за что.
Можно начать хотя бы с самого названия портала — «Sputnik Беларусь». В то время как в России название республики традиционно звучит как «Белоруссия», агентство упорно это игнорирует, в том числе и в статьях, размещенных на сайте. Дальше — больше. На портале вывешиваются материалы, связанные с событиями как внутри республики, так и вокруг нее. И вроде бы это абсолютно правильно. Однако стремление российского государственного издания делать ставку на «национальные особенности» белорусов без особого внимания к интересам России кажется непонятным. Создается впечатление, что руководство портала либо не хочет глубоко вникать в суть происходящего сегодня в Белоруссии, либо попросту пытается заигрывать с местным национализмом и ведущейся сегодня в стране белорусизацией. Причем делается все это за счет российского бюджета.
Не хотелось бы считать, что под знамя Киселева были призваны простые графоманы, перед которыми поставили простую задачу — наполнять контент сайта любой информацией. В таком случае назвать их работу профессиональной не поворачивается язык. Да и посетителей такая откровенная профанация также не привлекает. Если посмотреть на посещаемость сайта и количество просмотров различных статей, то оказывается, что за два года портал так и не стал особо популярным, а наибольший «интерес» вызывают такие статьи, как, например «Николай Лукашенко стал лучшим бомбардиром «Золотой шайбы» — более 2,5 тысяч просмотров (большинство материалов «Sputnik'а» редко набирают больше сотни).
Конечно, стиль изложения и наполнение портала в Белоруссии может показаться вполне приемлемым в формате так называемой «политики мягкой силы», которую в отношении бывших союзных республик проводит российский МИД. Однако чрезмерное увлечение националистической тематикой в попытке привлечь на свою сторону местных русофобов, давая им площадку для высказывания своих мыслей, еще нигде на постсоветском пространстве не принесла положительных результатов. Более того, эффект, как правило, был обратным, так как отказ от жесткой позиции в угоду местной номенклатуре рано или поздно приводил Россию к поражению в информационной войне.
Можно много и долго говорить о том, что работающий в Белоруссии новостной портал МИА «Россия сегодня» до конца не осознает опасности того пути, который избрало его руководство в своем желании понравиться всем. Тем более что сегодня стали практически очевидны как его отказ от пророссийской позиции в освещении материалов, так и постепенное скатывание к «местечковости» в угоду не только белорусским властям, но и их оппонентам, грезящим о новой волне белорусизации. И в подобной ситуации совсем не удивительно, что на портале все чаще стали появляться те, кто открыто говорит о своей неприязни к России, как, например, Светлана Алексиевич.
Впрочем, необходимо отметить, что все же есть и объективные факторы, которые отражаются на работе российского корпункта — невнятная позиция посольства России в Белоруссии, а также полная инертность российских соотечественников в республике. Отсутствие общественно значимых мероприятий, а также реальной пропаганды белорусско-российского сближения, в конечном счете, и ведет к своеобразному освещению событий в республике. Поэтому и вину за то, что влияние СМИ России в Белоруссии с каждым днем становится все меньше, с российскими представителями в республике должны разделить и в самом Кремле. В ином случае ситуация будет становиться только хуже и, в конечном счете, от разрекламированной «кремлевской пропаганды» в Белоруссии останутся только воспоминания.

Павел Юринцев

По материалам eadaily.com



Posts from This Journal by “Белоруссия” Tag